Эффективность эстетического воспитания студентов в процессе изучения зарубежной художественной культуры

hud-literaturaПоследние тенденции развития в мире требуют существенной модернизации системы эстетического воспитания, которое способствует совершенствованию морально-чувственной сферы личности, развитию ее творческих способностей, формированию нравственно-эстетических принципов, идеалов, вкусов, убеждений, стремлений, опираться на которые человек будет в течение всей последующей жизни.

Различные аспекты эстетического воспитания изучали Л. Акулова, О. Алавидзе, М. Бахтин, И. Бех, О. Буров, Л. Выготский, Д. Джола, И. Зязюн, Л. Коваль, А. Комарова, В. Корниенко, Н. Крылова, Ю. Крупник, Є. Лановенко, Ю. Лотман, Н. Миропольськая, Е. Помыткина, Ю. Поршнева, Л. Столович, М. Тофтул, Г. Хурошвили и др. Специфику воспитания средствами художественной культуры изучали Л. Аристова, Н. Минасян, Н. Миропольская, Л. Михайлова, О. Просина, М. Ратко.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволил определить понятие эстетического воспитания как целенаправленный процесс, призванный на развитие общественно и творчески активного человека со сформировавшейся жизненной позицией и морально- эстетическими предпочтениями, сложившимися на примерах вечных человеческих ценностей и высокой культуры, способного критически воспринимать действительность и привносить красоту в процесс и результат жизнедеятельности во всех ее проявлениях.

Особую роль в этом процессе играет художественная культура человечества как отражение его общественного опыта во все периоды развития. Общаясь с произведениями искусства, студенты познают мир культуры, формируют представление о взаимодействии и взаимовлиянии культур в различных сферах жизни, учатся гордиться собственной культурой и ценить и уважать другие культуры, развивают чувственную сферу в процессе восприятия проявлений того или иного вида искусства (созерцая, анализируя, сопереживая), вдохновляются на собственное творчество во всех проявлениях жизнедеятельности.

Для повышения качества эстетического воспитания на лучших образцах искусства мира нами были разработаны и внедрены в учебный процесс принципы эстетического воспитания студентов в процессе обучения зарубежной художественной культуры: принцип воспитания понимания зарубежной культуры сквозь призму интеграции национальных культур во всемирную, погружения в современное искусство с опорой на классическое, принцип демонстрации социальной действенности искусства, принцип воспитания стремления к красоте общения через познание культурного многообразия, принцип актуализации знаний, принцип технологизации образования.

Их эффективность обеспечивалась учетом психологических особенностей молодежи, разработкой таких форм, как мастер-классы, урок-виртуальная экскурсия, внеклассные праздники и экскурсии, рубрики. Также для их реализации использовались методы: уважения к личности студента, обращение к чувству, метод проблемной ситуации, индивидуальной и групповой творческой работы, беседы и диспута.

Уровень эффективности внедрения принципов эстетического воспитания студентов в процессе обучения зарубежной художественной культуры определялся путем диагностики и сопоставления уровня сформированности у молодежи определенных в диссертационном исследовании критериев эстетической воспитан- ности (гносеологический, гедонистический, культурного самоопреде- ления, готовности к межкультурному диалогу) до и после проведения формирующего эксперимента на основе методик, используемых на констатирующем этапе эксперимента.

При выборе диагностических средств мы придерживались основных психолого-педагогических требований: диагностические средства должны быть валидными (то есть диагностировать действительно то, что изучается), доступными для массового использования педагогами разной квалификации, экономическими (минимум времени и усилий), информативными (результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов относительно проблемы, которая изучается [1].

Нами были использованы следующие педагогические методы: анкетирование, наблюдение, беседа, метод самооценки, творческих заданий, контрольного опроса. Прежде всего, показателем результативности внедренной методики считаем сформированность гедонистического критерия, показатели которого в экспериментальной группе значительно выросли по сравнению с констатирующим этапом.

Именно способность искусства приносить наслаждение человеку от созерцания, переживания, творения, обсуждения способствует развитию эстетической потребности. Последняя обусловливает стремление к прекрасному, которое в свою очередь, может и воспитать и научить.

Как отмечает Л. Сморж, «произведение, которое не увлекает, не развлекает, не приносит наслаждения не может ни разогнать скуку, ни научить» [ 2 ]. Благодаря учету психологических особенностей юношеского возраста в эстетическом воспитании в ходе экспериментальной работы мы смогли подобрать интересующую студентов информацию и формы ее изложения, как следствие, в экспериментальной группе был увеличен процент молодежи, проявляющей некоторый интерес к искусству.

В ходе опроса 46% студентов ответили, что искусство вносит в их жизнь разнообразие, им интересно узнавать что-то новое, получать впечатления, обмениваться мнениями с товарищами. 30% респондентов уверены, что искусство в их жизни — это призвание, они с радостью занимаются творческой деятельностью, развивая в себе новые таланты. 17% респондентов написали, что произведения искусства для них являются образцом мастерства, зрелости души, к которым необходимо стремиться. 3% опрошенных ответили, что не интересуются искусством вообще, оно для них ничего не значит. 4% студентов в целом оставили этот вопрос без ответа.

Что касается результатов опроса контрольной группы, 38% учащихся интересуются искусством, 20% респондентов нашли призвание в искусстве, 10% — отметили, что наблюдая произведения искусства, испытывают эстетическое наслаждение, 7% — ответили, что искусство необходимо изучать, чтобы быть образованным человеком, 25% — вообще не интересуются искусством.

На основе ответов учащихся можно сделать вывод, что большинство юношей и девушек нашли свое место в мире искусства в той или иной форме, интересуются им, увлекаются творческой деятельностью. Во время проведения эксперимента все участники смогли почувствовать себя художниками, разделить радость творения.

В результате, к концу года 30% учащихся из экспериментальной группы нашли призвание в искусстве и начали посещать художественные кружки. В контрольной группе этот процент составляет 15%. Интересен тот факт, что студенты начали с удовольствием делиться полученной собственными силами информацией по поводу последних достижений в науке и культуре, живо обсуждать образцы искусства, которые привлекли их внимание, но остались вне школьной программы.

Считаем, что это является результатом внедрения в процесс воспитания принципа технологизации образования, благодаря которому учащиеся имеют безграничный доступ к новейшей информации в мире мультимедиа и могут выбирать сами, что им интересно, а что нет.

Таким образом, можем сделать вывод, что показатели гедо- нистического критерия эстетической воспитанности студентов экспериментальной группы изменились к лучшему. Показатели гносеологического критерия также выросли. Учащиеся экспериментальной группы во время формирующего этапа эксперимента узнали много новых терминов (бельведер, аттики с балюстрадой, путти, стрит-арт и др.), стилей и технологий (motion capture, point-to-point, граффити и др.), хорошо усвоили понятия, поскольку постоянно оперировали ими во время дискуссий, ответов и выступлений.

Это увеличило вербальный и искусствоведческий тезаурус учащихся, сделало язык богаче, суждения — убедительнее, анализ – более глубоким. Кроме того, необходимо отметить, что студенты обогатили свои знания сведениями о популярных сегодня художниках и их произведениях (Бэнкси, Гюстав Вигеланд, Пиджен Фордж и др.).

В этом видим результативность использования таких принципов, как погружение в современное искусство с опорой на классическое, принцип технологизации образования. Положительным моментом можно считать то, что при контрольном опросе студенты смогли определенным образом дать анализ культурных событий, которые происходят сегодня в мире.

На вопрос «Как вы считаете, какое состояние развития культуры сегодня?» Учащиеся экспериментальной группы уже не ограничивались, как на констатирующем этапе эксперимента, однословными ответами, а упорно рассказывали о новых художниках, новых стилях; дополняли друг друга и даже дискутировали. В этом видится результат успешной реализации принципов погружения в современное искусство с опорой на классическое, принципа актуализации знаний и принципа воспитания понимания зарубежной культуры сквозь призму интеграции национальных культур во всемирную.

При опросе же учащихся контрольной группы было видно, что студенты довольно ограниченно могут оперировать информацией о последних событиях в мире культуры. Важным достижением эксперимента является то, что учащиеся познакомились и заинтересовались морально-этическими особеннос- тями представителей разных культур и поняли, что человечество объединяют общие и характерные для всех идеалы добра, справедли- вости, а различия в мировосприятии делают культуры уникальными, особенными.

Понимание того факта, что в мире существуют различные виды культур, тонкости которых отражаются не только в искусстве, но и в быту, студенты получили благодаря изучению интересных традиций разных народов, что помогло им глубже понять Proceedings of the International Scientific and Practical Conference 124 образцы мирового искусства, проникнуться уважением к представителям разных культур; понять, что каждая страна несет в себе что-то интересное, оригинальное, неповторимое.

По нашему мнению, это результат внедрения в процесс эстетического воспитания принципа формирования стремления к красоте общения через познание культурного разнообразия. Изучая и сравнивая различные культуры настоящего студенты пришли к пониманию того, что существует национальное (присущее только представителям родного народа), зарубежное (присущее только представителям иностранных культур) и общечеловеческое (характерно большинству людей), что люди со всего мира имеют много разного, но еще больше общего, что культуры сосуществуют, взаимодействуют, влияют друг на друга, взаимно обогащаются и в то же время остаются уникальными.

Это понимание сделало студентов более толерантными, терпимыми к чужому, другому, непонятному и тем самым подготовило их к активному участию в межнациональной жизни общества и межкультурному диалогу.

Для определения сформированности критерия готовности к межкультурному диалогу учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты:
1. С носителями каких стран вам интересно было бы пообщаться?
2. Представителей какой страны вы бы хотели видеть среди своих а) коллег, партнеров, друзей? б) родственников?
1. Представителей какой страны вы бы не хотели видеть среди а) коллег, партнеров, друзей? б) родственников?
Отвечая на первый вопрос, студенты обеих групп выделили представителей следующих стран: Индия, Китай, Япония и племена Африки, аргументируя свой ответ интересом к экзотическому, новому, загадочному.

Среди коллег и партнеров учащиеся выразили желание видеть представителей Китая и Европы. Китайцев они описали, как трудолюбивых и ответственных, а европейцы, по мнению студентов, умеют жить по правилам, не нарушая закона, им можно доверять. Большинство студентов выразили желание видеть славян среди родственников, лишь 3,5% в экспериментальной группе и 1,7% в контрольной ответили, что принадлежность к культуре не имеет значения, потому что всегда можно найти компромисс, если человек самодостаточный, образованный, интересный и интегрирован в современном мире.

В экспериментальной группе свое нежелание видеть африканцев среди коллег, партнеров, друзей выразили 1,2%, цыган — 3%, кавказцев — 7%, евреев — 1%, арабов — 2%. Последние 85,8% ответили, что для них не имеет значения, с представителем которой культуры общаться или сотрудничать, главное — понимание, ответственность и доверие. В контрольной группе 72% опрошенных считали, что для них совершенно не важно какой национальности их коллега, главное — профессионализм.

Негативное отношение к сотрудникам-африканцам выразили 6%, к цыганам — 9%, к кавказцам — 7%, к евреям 3%, к арабам — 3% Однако среди родственников 76% опрошенных в экспериментальной группе и 82% в контрольной группе не хотели бы видеть представителей других культур, особенно выходцев из мусульманского мира. Объясняли студенты это тем, что с удовольствием пообщались бы с представителями различных культур в повседневной жизни, обмениваясь опытом, но семья — это другое.

По их мнению, кардинальные различия в мировоззрении и семейных устоях могут расстроить отношения между родственниками. Таким образом, можем сделать вывод, что большинство студентов готовы к общению и сотрудничеству с представителями других культур, выражают заинтересованность в изучении их традиций и быта, но не готовы воспринимать их в более интимной сфере своей жизни — семье.

Увеличились показатели эстетической воспитанности студентов в соответствии с критериями культурного самоопределения. По сравнению с результатами констатирующего эксперимента носителями культуры себя признало на 40% учащихся в экспериментальной группе и 23% в контрольной группе больше. Также в экспериментальной группе на 25% выросло количество тех, кто чувствует, что может влиять на развитие культуры, на 7% возросло количество учащихся, которые считают себя активными участниками культурных событий настоящего.

В контрольной группе показатели остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе эксперимента. Подводя итоги использования предлагаемых принципов эстетического воспитания, приводим результаты. У учащихся экспериментальных классов показатели оказались выше по сравнению с контрольными (высокий уровень на 19,4%, средний уровень на 14,4%, низкий уровень уменьшился на 33,8%). Количественный и качественный анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать вывод об эффективности разработанных принципов эстетического воспитания студентов в процессе обучения зарубежной художественной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончаренко С. У. Педагогічні дослідження: Методологічні поради молодим науковцям. – Київ-Вінниця: ТОВ фірма «Планер», 2010. – 308с.
2. 2. Сморж Л. Естетика. Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2009. – 334с.

Автор Батрак Т. В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.