Рок-музыка и его история

rokПрежде всего нужно сказать, что огромный пласт музыкальной культуры, в широких массах носящий название «рок», включает в себя множество граней, ветвей развития и стилей. И каждый из них имеет свой фундамент, свою идеологию, и, как следствие, свое влияние на образ мыслей конкретного человека.

Истоки рока лежат в конце 1960-х годов, когда в творчестве таких групп, как The Beatles, Led Zeppelin , Deep Purple рок начал обретать присущие сейчас этому жанру черты. Сейчас под словом «рок-музыка» нередко подразумевают и ее производную – метал. Метал делится на множество стилей, каждый из которых сформировался в разное время и оказал разное влияние на культуру, а также на морально-воспитательный процесс молодежи.

Рассмотрим некоторые основные стили метала и рока:

Классический рок

Основа всей рок-музыки, ее, можно сказать, отец и мать. Одной из первых групп, писавших музыку в этом жанре, можно назвать британцев The Beatles во вторую половину их карьеры. Это была эпоха их расцвета. Думаю, много кто из тогдашней молодежи стремился подражать им, если не в образе жизни, то хотя бы в прическе (до сих пор в парикмахерских можно попросить подстричь «под битлз», и вряд ли вас не поймут).

Как говорится, сначала было Слово, и нельзя не согласиться, что даже музыка, песни в первую очередь оказывают влияние на слушателя через лирику, то есть литературный текст. Песни The Beatles с точки зрения текстов были простыми и понятными, в них не было агрессии или воинственности, которые станут присущи року в будущем, множество их песен было посвящено любви, ведь их творчество совпадало с периодом расцвета культуры хиппи, которая пропагандировала пацифизм и получение удовольствия от жизни.

Но несмотря на бум, который «битлы» произвели по всему миру, сейчас при слове «рокер» на ум приходит вовсе не человек, любящий классический рок, а скорее длинноволосый мужчина с суровым взглядом, чья рука собрана в жест «коза», весь в кожаной одежде с заклепками, и тому подобное. Чтобы узнать, почему так произошло, перенесемся во времени чуть дальше, на рубеж 1960-х и 70-х годов, рождение и расцвет следующей ступени эволюции рока.

Хард-рок

О классическом роке среди молодежи сейчас мало кто вспоминает. С вероятностью, стремящейся к 100% при слове «рок» подразумевается именно хард-рок, некоторые даже ошибочно считают его первым. Переходной группой от классического к хард-року можно назвать Led Zeppelin, но развитие этот жанр получил в творчестве Deep Purple и AC/DC.

С расцвета хард-рока и началось масштабное влияние этого пласта музыки на моральный портрет молодежи и их образ мыслей. Тексты хард-рока повествуют о таких незамысловатых вещах, как автомобили, мотоциклы, восхищение ими, мужественность, сила, абстрактная борьба за свободу, в т. ч. свободу мыслей. Отсюда нетерпимость церкви и многих религиозных организаций к рок-музыке, и миф о пагубном ее влиянии на подростков. Да, нередко можно услышать, что рок и метал слушают наркоманы, алкоголики, он пропагандирует насилие, атеизм, суицид и отречение общественной морали.

Но в то же время равные шансы спиться или подсесть на наркотики есть даже у человека, всю жизнь слушающего музыку венских классиков. Зло – не в музыке, а в ее слушателях. Критике и беспочвенным нападкам рок-музыка подвергалась и подвергается также за новаторство как в структуре композиции песен, так и в манере ее исполнения.

Рок-музыканты ведь никогда на сцене не сидят на стульях перед дирижером, словно симфонический оркестр. Нет, они скачут по сцене, трясут своими немалыми гривами, короче, устраивают шоу. Подобная манера, конечно же, показалась старшей публике совершенно дикой и аморальной (как в свое время качание бедрами Элвиса Пресли во время пения), в то время как молодежь, что называется, «втянулась» и подхватила настрой. И так, на волне всеобщего триумфа, рок-музыка вступила в следующую стадию эволюции.

Хэви-метал

Тенденции к утяжелению звучания и «утяжелению» смысла текстов песен были заметны все 70-е годы. Тексты порой бывают достаточно многогранны и представляют собой образцы неплохой поэзии. Как раз в этот период появляется такой теперь уже тривиальный атрибут рокеров, как кожаная куртка-косуха и прочая кожаная одежда. Нет, косуху конечно не тогда изобрели, а в 30-х годах, как мотоциклетную куртку, а первым на сцену ее надел вышеупомянутый Элвис, но истинной популярности среди рокеров она добилась как раз во второй половине ХХ в., когда по примеру Роберта Хэлфорда из Judas Priest, многие стали ходить в клепаной коже.

Дальнейшая эволюция метала выглядит как разделение на огромное (20-30) количество подстилей, детально описывать которые, как и их влияние на мир, попросту не хватит места. Поэтому перейдем к следующей части, а именно, как формировалась рок-культура СССР.

Из-за «железного занавеса» и стереотипа о «пагубном влиянии Запада» рок-музыка в СССР воспринималась как нечто бунтарское, что в свою очередь находило в этой самой музыке (а вернее, в ее текстах) отклик. Сама музыка была задвинута на второй план, здесь тексты стали играть наиважнейшую роль. Поэтому никто из советских рок-музыкантов не был выдающимся исполнителем – здесь ценилось другое. Из-за сформировавшегося отношения к профессии музыканта, как к таковой, что денег не приносит, а если приносит, то мало, на молодежь, любящую рок, тогда смотрели косо, полагая, что вырастет из такого тунеядец либо же алкоголик, а то и оба вместе.

Действительно же пагубное влияние на образ мыслей оказал панк-рок, так как это был стиль, как раз и пропагандирующий едва ли не открыто анархию, курение, алкоголь и наркотики. Музыканты нередко выступали в состоянии сильного алкогольного опьянения (подобных маргиналов на Западе было ой как мало). Ну а зажигательные песни делали свое дело, и публика внимала и подражала своим кумирам. В этом отношении рок-музыка ничем не отличается от любой другой современной – ее основное влияние на воспитание проявляется через желание подражать кумирам.

Вот только подражание западным рок-идолам скорее ведет к желанию учиться хорошо играть на гитаре, отстаивать свою точку зрения и быть мужественным. А подражание русскому року – как раз к тому самому алкоголизму и впустую потраченной жизни в виду низкой художественной и конкретно музыкальной ценности русского рока.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» — эти слова принадлежат Эзопу. Музыка – вполне друг человека, поэтому можно смело перефразировать: «Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты».

Современный рок и метал не так уж прост по структуре, как музыки, так и текста, поэтому среди достаточно умных и успешных людей немало его любителей, в то время как фанаты простой, незатейливой, однообразной поп-музыки или дэнс-электроники, а также шансона – в большинстве своем люди ограниченные. Ты слушаешь ту музыку, которую в состоянии понять. Рок и метал, что бы там ни говорили злые языки, понять бывает нелегко. Он вдохновляет многих становиться лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.