Требования к изучению стихотворений для детей

Teacher and student on a lesson.В процессе анализа литературных произведений требуется осуществление дидактических принципов, разработанных педагогами-классиками. Именно с этой точки зрения рассмотрим отдельные принципы. Принцип прочности знаний.Если учитель ограничивается лишь рассказом и доведением учебного материала до сведения учащихся, то цель урока будет достигнута лишь наполовину.

Возникает вопрос: на какое время учащиеся запомнили то, что получено на уроке, сохранился ли учебный материал в памяти учащихся, будет ли они использовать его и после урока? Прочность усвоения учебного материала зависит от содержания изучаемой темы, формы урока, объ?ма материала, мастерства учителя, доступности учебного материала в учебнике, от других внешних факторов, внимательности каждого учащегося, психологического состояния, здоровья в целом, отношения ученика и учителя и т.д.

В качестве примера приводим стихотворение А. Усенбаева «Комуз», изучаемое во 2 классе кыргызской школы: Тилге – жолдош, ?нг? – дем Комузду кошуп ырдайлы. Бабабыз черткен бул комуз, Баркына жетип сыйлайлы! ?р?кт?н тандап чабылган, Карагай капкак жабылган. ?ч кыл тагып жибектей, К?л?кт?й таптап багылган. Ата журтун коргогон, Элди ырдайлы, комузум. Бетинде т?рд?? береке, Жерди ырдайлы, комузум[1, 26].

Друг языка, вдохновитель голоса — Давайте, петь о комузе. Давайте достопочтить комуз, На котором играли предки. Сделан он из абрикосового дерева, Крышечка – из ели. Три струны, словно ш?лк, Ухожен он словно скакун. Давай, мой комуз, спо?м О народе, защищавшем Родину, Давай, мой комуз, спо?м, О Земле, одарившей нас дарами. Подстрочный перевод Абдиева К.Р.

Чтобы это стихотворение из двенадцати строк дошло до сознания учащихся, чтобы они запомнили данный учебный материал надолго, учитель должен проводить следующий комплекс творческих работ.

Первое: расспрашивать учащихся, что знают они о комузе. Уточняет, умеет ли кто- нибудь из них играть на комузе, у кого в семье есть комузисты.

Второе: выяснение значений ключевых слов в тексте.

Третье: объяснение значения строки «Друг языка, вдохновитель голоса».

Четв?ртое: беседа о том, как сделан комуз («Сделан из абрикосового дерева», «Крышечка – из ели», «Три струны, словно ш?лк»). Значит, выясняется, что комуз имеет три струны, сам комуз выдолблен из абрикосового дерева, а крышечка — из елового дерева.

Пятое: прослушивание мелодии, исполненной на комузе. Под тихим сопровождением мелодии выразительно читается текст стихотворения.

Шестое: Прослушивание песни «Мой комуз»(«Комузум») в исполнении самого автора — А.Усенбаева.

Седьмое: беседа по картинке в учебнике, где изображена девочка- комузистка.

Восьмое:показ рисунка или картинки с изображением комуза и беседа о форме комуза.

Девятое: анализ текста.

Десятое: ответы учащихся на вопросы на основе текста: 1. Как вы понимаете выражение «Комуз, на котором играли предки»? 2. Раскройте значение строки «Ухожен словно скакун». 3. Почему кыргызы и комуз неразлучны? 4. Объясните значение выражения “мелодия, наигрыш на комузе”? 5. Кого знаете из известных комузистов?

Одиннадцатое: чтение пословиц о комузе. «Сломан комуз – нет песни, разочарован в ком-то – нет душевного разговора» («Комуз сынды – ыр жок, к???л сынды – сыр жок»). «Когда увидит комузист комузиста — рука тряс?тся» («Комузчу комузчуну к?рс?, колу калтырайт»).

Двенадцатое: отгадать загадку “Нутро внутри, кишки – снаружи” (“Ичи – ичинде, ичегиси – сыртында”).

Тринадцатое: выучить наизусть сти- хотворение дома. Вышеуказанные тринадцать методичес- ких приемов и средств или технологий, служат для того, чтобы учащиеся запомнили стихотворение А. Усенбаева «Комуз».

Спустя время, когда они увидят комуз или услышат мелодию или песню в сопровождении комуза, должны вспомнить эту информацию, полученную на уроке. «Чтобы знания у учащихся были прочными, необходимо учитывать следующие правила и положения: правильно согласовать мышление и запоминание учащихся, не допускать заучивание дополнительных материалов второстепенного значения; требовать знания наизусть положений, определений и категорий, но заучивание не должно превратиться в механичскую зубр?жку; ознакомить учащихся с различными учебными пособиями и дополнительной литературой, учить работать с ними; проводить повторение учебного материала согласно психологической закономерности забывания; развитие у учащихсянавыков самостоятельного повторения и умения найти ответы на не традиционные, а неожиданные вопросы; применение психологических приемов повышения степени запоминания учебного материала; систематическое домашнее задание и правильная его проверка и др.» [2, 200].

Еще один принцип дидактики — доступность.Чтобы любой материал был доступным, необходимо учитывать возможность учащегося, класса, психологическую и возрастную особенность детей. Без этого труд учителя пропадет попросту. Возьм?м стихотворение Т.Кожомбердиева “Зайчонок” («Ко?нек»): Чуркайт биздин ко?нек Кулактары сере?деп. Карап турам к?н?г? Капустаны белендеп. К?л?к?с?н к?рг?нд? Корко берет эле?деп[3, 25].

Бегает наш зайчонок, Подняв свои уши. Жду его каждый день, С готовой капустой. Он, увидев свою тень, Боится, опасливо суетясь.

Стихотворение короткое, в этом шестистишии ч?тко, доступно, образно переданы особенности зайчонка как животного (бег, уши, страсть к капусте, пугливость). Стихотворение отлично воспринимается детьми 5-7 лет, так как оно соответствует их интересам, уровню познания и усвоению богатства кыргызского языка.

Если предложить это стихотворение учащимся 5-6 классов, то объ?м его мал, сам текст легок для усвоения, но не соответствует их восприятию и интересам. И, наоборот, если материал будет объ?мным и трудным для усвоения, то также будет недоступным для учащихся.

Для достижения принципа доступности целесообразно опираться на следующие правила и положения: соответствие каждого учебного предмета жизненному опыту учащихся, их интересам, уровню умственного развития и понимания; учет личных особенностей каждого учащегося, ведение учебного процесса с распределением учащихся на самосто- ятельные группы по уровню получения знаний; достижение создания оптимальных условий, исключающих торможение развития сильных учащихся и способствующих продвижению впер?д учащихся, испытывающих временные трудности; необходимо широко использовать элементы исследовательских методов (сравнение, аналогия, противопоставление и др.) при объяснении учебного материала.

Доказать, что усвоение сложного учебного материала возможно легким пут?м; привлечение сильных учащихся к работе при объяснении нового и сложного материала, а при закреплении – всех учащихся; при формировании научных понятий использовать общий план их усвоения; применение правил о содержании и строении определений при подаче определений научных понятий; правильная организация познавательной деятельности учащихся должна быть направлена не на объяснение действительности, а на путь е? нахождения [2, 201-202].

Научный принцип – связан с научными основами учебного материала, с его происхождением из истины, с прове- ренностью на практике, с другой стороны, определяется адекватностью научного характера процесса обучения. При изучении стихотворений для детей учитель должен осознать процесс научного познания мира, а также то, что учит основам литературо- ведения, эстетики, философии и лингвистики. Научный принцип изучения литературного произведения не есть применение научных понятий и употребление научных терминов при анализе стихотворения.

Возьм?м текст стихотворения Т. Кожомбердиева “Запах дождя”(«Жамгыр жыты») : Баканын бастап чардашы Басылат ылдый тал башы. Тамылжып биздин терезе Тартылды суунун пардасы. Жалпы журт тилейт т?ш?мд?, Жаш к?ч?т к?р?т ?з?рд?. …Жарк этип асман к?пт?н со? Жамгырдын жиби ?з?лд?. Жанданат куштун уясы Жайкалат шыбак, мыясы… К?ч?т?п чачат жыпарын Г?лд?рд?н эссенциясы[4, 20].

Успокоились лягушки, Опустил голову ивняк. Водяные занавески За окнами будто висят. Весь народ просит урожая, Саженцам молодым – благодать. … Чуть позже прояснилось небо и Оборвались нити дождевые. Зашумелигн?зда птичьи, Раскачались солодка и полынь… Усилился запах ароматный, Разнеслась эссенция цветов.

Поэт переда?т одно из природных явлений поэтической речью. Когда начинается дождь, лягушки перестают квакать, ветки мокрых деревьев опускаются вниз. Влагу впитывает земля, что способствует обильному урожаю, молодые саженцы пьют дождевую воду и растут. После дождя очищается воздух и появляется озон. Вот именно озон способствует усилению запаха цветов и появлению эссенции.

Эссенция – научный термин, имеет разные значения. А поэт здесь говорит об ароматном запахе, выделяемом цветами. Если таково научное объяснение, то поэт образно изображает при помощи метафор «Водяные занавески за окнами будто висят», «Оборвались нити дождя».

Авторская мысль в данном стихотворении основана на научном знании и действительности о таком природном явлении, как дождь. Для обеспечения принципа научности процесса обучения следует опираться на следующие правила и положения: ведение процесса обучения с применением достижений педагогики, психологии и дидактики, а также передового опыта; параллельное использование наглядности и абстрактности с учетом возрастных особенностей учащихся; стремление к уместному исполь- зованию информации о достижениях науки согласно внутренней логике учебного предмета; установить диалектическое отноше- ние к усвоению каждого явления и каждой закономерности, способствовать созданию условий для формирования у учащихся научного мировоззрения; систематическое повторение вновь усвоенного, обеспечение их развития через некоторое время пут?м введения в их содержание элементов нового; своевременное использование вновь появившихся научных терминов по каждому учебному предмету и ч?ткое разъяснение учащимся их значения; всесторонняя поддержка интереса учащихся к научно-исследовательской работе, заботиться о развитии их способностей; давать полную информацию о последних достижениях науки, в том числе и материалы по новым технологиям; ясно и четко представить положи- тельное влияние научных знаний на личную жизнь человека и развитие общества; объяснение бесконечности науки и ее беспрерывное приближение к действи- тельности и др.[2, 202-203].

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдухамидова Б. Литературное чтение. Учебник для 2 класса средней школы с кыргызским языком обучения [Текст] / Б. Абдухамидова, С. Рысбаев, К. Ибраимов. – Бишкек: Принт-Экспресс, 2016. – С.26 (на кырг.языке).
2. Мамбетакунов Э. Основы педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений и учителей школ. 2-е изд. [Текст] / Э. Мамбетакунов, Т. М. Сияев. – Бишкек: Айат, 2008. –С. 200 (на кырг.языке).
3. Кожомбердиев Т. Луна на лужайке (К?лч?кт?г? ай). Сборник стихотворений. – Фрунзе: «Мектеп», 1961. – С.25 (на кырг.языке).
4. Кожомбердиев Т. Утренняя звезда (Та?кы жылдыз). Сборник стихотворений. – Фрунзе: «Мектеп», 1979. – С.20 (на кырг.языке).

Автор Саттарова А. Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.