«Искусство нам дано, чтобы не умереть
от истины»
Ф. Ницше
Концертная деятельность подразумевает под собой планирование и организацию платных (бесплатных) концертов исполнителей в инструментальных, вокальных, речевых, хореографических и в других жанрах. Такая деятельность осуществляется в залах филармоний, домах культуры, актовых залах школ, высших учебных заведений и т.п.
Концертная деятельность воспитывает, образовывает и культурно просвещает человека.
Концертировали музыканты ещё при дворах князей, королей и в домах аристократов. Люди (только высокие слои общества) собирались в концертном зале и безотрывно слушали музыкальные произведения, наслаждались их эстетической красотой. К сожалению, в наше время молодежь практически не интересуется классической и духовной музыкой и не посещает концерты в филармониях, оперных театрах и т.п.
Концертная деятельность музыканта — классика способна улучшать настроение, расслаблять, исцелять и очищать душу, воспитывать нравы и делать человека лучше. Подобно как спортсмены улучшают свою физическую форму, так и музыка способна влиять на развитие этической природы человека.
Каково же общественно-этическое значение концертной деятельности? К примеру, в военное время выступления артистов были для бойцов крайне важны, так как это было поддержанием их духа, а для ветеранов в наше время концерт, особенно детский, — это признак уважения, внимания, почтения.
Без запаха, без вкуса, без красок музыка заключает в себе этические свойства. Феномен этического воздействия музыки доказан еще Аристотелем — это то, что в музыкальной основе есть» зародыши нравственных состояний» и воспитание этических качеств молодежи невозможно без музыки. Музыка и мораль взаимосвязаны. Этическое действие музыки подразумевает под собой воспитание её красотой. Но не всегда человек, любящий слушать классическую музыку и понимающий её красоту, оказывается высоко нравственным.
Концертная деятельность музыканта — классика формирует эмоциональные состояния, действует на поведение человека, который эмоционально сопереживает, то есть совмещает свое эмоциональное состояние со смыслом произведения. В этом и заключается сама нравственность. Также и в религиозной музыке (псалмах, реквиемах, литургиях) воплощаются морально-этические и общечеловеческие ценности, и в этой музыке существует катарсис (душа очищается непосредственно когда человек слушает музыку).
Существует большое количество музыкальных направлений начиная классикой и заканчивая тяжелым роком и человек выбирает концертную деятельность исполнителей той музыки, которая ему по душе. Можно говорить: «скажи какую музыку ты слушаешь, и я скажу тебе кто ты». Она отражает эмоциональный мир, систему жизни человека. Возраст тоже влияет на музыкальные предпочтения человека. К примеру, колыбельные очень полезно слушать детям грудного возраста, а на пожилых людей благотворно воздействует музыка их молодости.
Эффект, производимый музыкой на слушателя, часто зависит даже не от содержания её, а от таких факторов как : психологический склад ума, характер и среда воспитания и т.п.
Огромное значение имеет состояние и настроение исполнителя. От этого зависит отдача зала и восприимчивость им материала. Психологическая подготовка артиста – это серьезная и ответственная задача для него самого : настрой на нужное эмоциональное состояние (даже если болит голова или температура) преодоление волнения и т.п.
Манера подачи вокала, игры, тональность, лад что-то изображают, и, глядя на то, что нам представлено добрым или злым, люди должны ощутить переходит ли на музыку то самое «доброе или злое». В этом и заключается высокое этическое и воспитательное значение. Благотворно воздействует музыка на подрастающее поколение, но не когда ребенок пассивно слушает музыку, а и непосредственно сам учится играть на каком-либо инструменте.
Говоря об этических категориях, к «добру» я отнесла бы классическую и духовную музыку, а ко «злу»- тяжелый рок. Концертная деятельность рок-музыкантов негативно сказывается на слушателях. Учеными доказано что при длительном воздействии тяжелой музыки человек деградирует, страдает эмоциональная, психическая сферы.
Концертная деятельность рок-музыкантов — это бесконечные резкие вспышки света, большая громкость низких и высоких частот. Из этого и вытекают такие последствия как апатия, агрессивность, страх, неадекватное поведение, притупление чувств, то есть человек начинает морально разлагаться. Существует мнение что такая музыка используется сатаной и самим злом для искушения человека.
Итак, в наш жестокий и противоречивый век, когда в мире больше зла и несправедливости, чем добра и искренности, от умения передавать чувства и эмоции, и станет ли слушатель человечнее и человеколюбивее и добрее к миру зависит от высокой этичности исполнителя.