Искусство является одним из важнейших элементов человеческой жизни, в сущности, оно является одним из тех немногих отличий между человеком и животным, которые есть наиболее полными и самодостаточными (в том смысле, что оно не имеет аналога у животных, как, к примеру, аналогом нашего сознательного использования инструментов является дрессура). Возвращаясь же к самой теме эссе, то, так как она элементарна по формулировке, позволю себе уточнить, в каком именно значении я буду рассматривать это определение, ведь элементами мы называем и сами виды искусства, такие как рисование, музыка, скульптура, так можем назвать и эмоции, которые способствуют процессу создания или восприятия того или иного образа.
В самом определении искусства подразумевается тот или иной образ, который автор пытается выразить посредством удобного ему метода, и вызвать этим определенный эмоциональный отклик у наблюдателя.
Cледует вспомнить такое понятие как «эмпатия» и представить обратное ему. Ведь это не ты сопереживаешь, а заставляешь кого-то тебе сопереживать. Но, с другой стороны, есть также причины использовать искусство не столько ради того, чтобы поделиться с кем-то пришедшей мыслью, идеей, или эмоцией, сколько для того, чтобы выплеснуть накопившиеся эмоции вовне (например, импрессионизм возник именно на этой почве, так как сама методика рисования – быстрые мазки, и прочее, подразумевают создание картины за тот недолгий срок, когда эмоция еще «держит» автора).
Или же чтобы помочь разобраться в своих внутренних мотивах и неосознаваемых порывах (опять-же, пример – многие зарубежные психбольницы используют лепку и рисование как метод терапии и\или диагностики; конечно, у нас это тоже есть, но распространено гораздо меньше, и, в основном, в области психодиагностики). Так же, наиболее распространен случай, который подразумевает то самое таинственное состояние, как «спонтанное вдохновение», во время которого человек так или иначе, не всегда сознательно, начинает творить.
Люди, посвятившие свою жизнь творчеству, фактически зависят от него. Да, иные способны путем некоторого волевого усилия вызывать это состояние, но подавляющее большинство просто ждут у моря погоды. Объясняется это тем, что состояние вдохновения очень схоже с трансовым, как по физическим, так и психическим признакам — в обоих случаях внимание сосредотачивается на процессе творения, реакция на внешние раздражители ослабляется или отсутствует вовсе, и происходят перемены в сердечном ритме и дыхании. Можно добавить также то, что метод достижения тоже похож – медитация, переходящая в транс сродни случаю с волевым усилием, а употребление психотропных веществ дает возможность достигнуть обоих состояний. И другой случай – вдохновение как следствие обилия эмоций икак правило краткосрочное шоковое состояние, как следствие пережитых сильных эмоций.
Основным элементом искусства можно назвать сами произведения, как физическое его отображение. Это и картины, и графика, и игра актеров, и лирика и поэзия. Их можно разделить на несколько основных видов.
Итак, начнем с изобразительного искусства, оно же – пространственное. Включает в себя графические и скульптурные произведения, от комиксов до картин, от поделки из дерева и до скульптуры, соответственно, а также каллиграфию и графику и многое другое. Как довольно любопытный пример – так называемые «живые» инсталляции, с которыми можно взаимодействовать, являются совмещением скульптурного и графического или любых других искусств.
Другая разновидность – музыка во всем ее многообразии. На мой взгляд, тут сложно сказать что-либо, не повторив при этом ничьих слов. Что же касается личного мнения, то я могу привести две цитаты:
«Вот вы говорили тут о смысле нашей жизни, бескорыстности искусства. Вот, скажем музыка. Она и с действительностью то менее всего связана. А если и связана, то безыдейно, механически, пустым звуком. Без ассоциаций. И тем не менее, музыка каким-то чудом проникает в самую душу. Что же резонирует в нас на приведенный в гармонию шум?» К\ф «Сталкер», 1979
«Музыка — это язык души; это область чувств и настроений; это — в звуках выраженная жизнь души.» Александр Серов
Театральное искусство – прародитель кино, дочь словестного. Фактически – то же, что и кино, но «цепляет» современного зрителя гораздо меньше. Что, в принципе, не удивительно, ибо наблюдатель не способен достаточно глубоко «вжиться» в описываемый мир. Да и порой актеры несколько нелепо выглядят в своих ролях (если вспомнить Снегурочку, которая выглядит как как сорокалетняя женщина, виды видавшая, то и не удивительно).
Кино – отдельная разновидность искусства, которая возникла сравнительно недавно (19й век – посравнении с тем же театром – был буквально вчера). Сюда можно включить как анимацию, так и классическое кино, в не зависимости от жанра. Одна из отраслей, которые дают наибольший эмоциональный отклик у зрителя.
Ну, и самое основное – словесное искусство. Это и рассказы, и стихи, и повести, и даже реклама (умение создать ту же речевку, которая въедается в мозг – у рекламистов считается искусством). На мой взгляд – словесное искусство является наиболее универсальным, из всех описанных, так как его влияние на психику — огромное, и оно присутствует абсолютно во всех сферах человеческой жизни.
Что интересно, долгое время любовь к искусствам была присуща исключительно интеллигенции, как наиболее привилегированному классу. Начиная с эпохи Древней Греции, и заканчивая нынешним временем. Причем, это касается не только людей, которым с детства прививали интерес к этому, но и так называемым «выскочкам», талантливым людям, пробившимся с «низов» общества.
Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, маленьких детей начинали обучать так, чтобы их интеллект максимально развивался, то есть, не только «запихивали» их информацией, а учили их воспринимать и анализировать, образно мыслить. Что, в свою очередь, прививало некоторую разборчивость во вкусах. Во-вторых, чем выше интеллект человека, тем более он восприимчив для образного изложения. К примеру, словесное искусство может научить человека критически мыслить, лаконично и емко формулировать мысли, человек начитанный на примере литературы учится решать те или иные жизненные ситуации. А изобразительное – воспринимать аналогии, образы, и ощущения глубже чем «просто черточки и палочки».