Работа педагога — это не только грамотно и правильно обучить учеников, увлечь их своим предметом, но и общение с их родителями, умение урегулировать различные противоречия и конфликтные ситуации. Родители, приходя в школы искусств, выбирают педагога для своих детей. Поэтому педагог должен заботиться о своем авторитете.
Как правило, у педагога-хореографа в коллективе дети разные. Это и внешние данные, характер, уровень общительности, знаний, состояние здоровья, умения и другие качества. Каждый ребенок по-своему вливается в коллектив. Есть дети, которые пока не освоятся, будут слегка замкнуты, и их общение в коллективе ограничивается только общением с педагогом.
Когда ребенок вливается в коллектив, он начинает старательно выполнять задания педагога и с удовольствием ходит на занятия. Дети, осваиваясь в коллективе, легко идут на контакт, заводят дружеские отношения, развиваются эмоционально, социализируются, повышают культуру общения и уважение друг к другу. Эти отношения успешно используются в воспитательном плане. Педагог использует свою интуицию, чтобы улучшить обстановку в коллективе, применяя различные ситуации в воспитательных целях, для рабочего настроения.
Отношения учителя и учеников во многом зависит от разработки своих методов воспитания и стиля общения. При помощи танца, хореограф помогает детям ощущать различные чувства в музыке, слышать ритм, передавать различные характеры или настроения используя пластику движений. Дети отрабатывают движения, двигаясь в такт и по характеру музыки, учитывая ее скорость и ритм.
Для маленьких детей важно использовать немного танцевальных элементов, стараясь по-разному их сочетать. Системное обучение, подача движений в небольшом объеме дает детям возможность лучше закрепить и усвоить материал, а различное сочетание танцевальных движений в танцах, развивает творческое видение и фантазию детей.
Педагог строит план работы, учитывая возраст учеников. Это ограниченное время и количество занятий в неделю, разный возраст детей и степень их подготовки, частая пертурбация основного состава. У детей младшего школьного возраста рост приостанавливается, а вес увеличивается, происходит укрепление скелета, развивается сила мышц, укрепляется нервная система.
Хореограф в своей работе учитывает что высокая возбудимость и подвижность детей сопровождаются быстрой утомляемостью. Педагог, особенно у детей этого возраста, должен быть в меру строгим, чтобы в классе была дисциплина, уметь переключать детей с одного вида деятельности на другой, но и где-то подшутить неожиданным вопросом, сменным замечанием, а потом снова всех вернуть к работе. Дети могут с трудом сосредоточиваются на том, что им неинтересно, и учителю приходится использовать различные педагогические приемы и свой опыт, чтобы сделать следующий урок по-своему интересным и другим.
Поэтому, в воспитании и развитии детей большое значение имеет личность и авторитет учителя, и его взаимодействие с учеником. Педагог-хореограф улучшает физическое развитие детей, вырабатывая у детей привычку прямо держать осанку и при этом свободно двигаться. У маленьких детей занятий должны проходить в игровой форме.
Педагог обязан хорошо знать методику танца и хореографии, владеть танцевальной терминологией, знать программу и возможности учеников, чувствовать настроение детей, психологическую и физическую готовность к уроку, соответственно подготовить план урока, но, в зависимости от общего состояния, должен уметь быстро перестраиваться, менять нагрузку, план и форму урока.
Если у большинства учеников не получается какой-то элемент или комбинация, надо обратить на это внимание и уделить этому чуть больше времени. Нужно объяснять, что в искусстве танца нет совершенства, но каждое танцевальное движение должно отрабатываться. В хореографии все строится на основах классического танца, а там все точно как в математике, абсолютно все до мелочей. Эти правила ученик обязан освоить до автоматизма, а учитель должен следить за правильностью исполнения.
Работая с детьми необходимо постоянно объяснять, как правильно выполнять каждое движение. Ученик должен знать, что для исполнения тех или иных движений нужна ежедневная отработка и нужное закрепление движений в мышечной памяти.
В классе должна присутствовать хорошая, располагающая к работе, атмосфера. Надо объяснять детям, зачем они приходят в класс заниматься хореографией. Когда педагог видит понимающие глаза, следит за развитием своих учеников, то получает хорошую энергетику, и проводит урок с большей отдачей и продуктивностью. Но не всем детям дается понять, что от него хочет педагог. И поэтому нужно найти индивидуальный подход к этому ученику, которому тяжелее дается какой-либо элемент. Надо методично продолжать обучение, многие дети начинают понимать что от них требуют, через определенное время.
При постановке танца хореограф выбирает доступные детям движения, учитывая стиль, характер сочинения. В танце различные комбинации, линии перестроения, повороты корпуса могут повторяться, варьироваться видоизменяться. Поэтому хореограф при рождении своей новой постановки создает не просто движения, а какой-то рассказ, сюжет, связанный смыслом, учитывая специфику движений для данной композиции. В связи с этим, балетмейстер постоянно обогащает свои знания, чтобы передать их ученикам, обязательно учитывая их возрастную психологию.
Главным критерием в работе с детьми должно быть не только чистота танца и правильность выполнения движений, а эмоциональная передача чувств — этот процесс нельзя превращать в монотонное исполнение и повторение танцевальных движений. Занимаясь хореографией, дети не только учат определенное количество движений или танцев, но и совершенствуются в хореографическом искусстве, начинают чувствовать и понимать переплетения музыки и уметь передавать это пластикой своего тела.
Танцевальное искусство имеет большую силу влиять на эстетическое восприятие ребенка. Педагог на занятиях танца приобщает детей к миру прекрасного, воспитывает художественный вкус, учит детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, раскрывая индивидуальный возможности и самобытность каждого из своих учеников. В танце дети выливают свою жизнерадостность и активность, развивают свою творческую фантазию.
Хореография — это искусство, которое раскрывает человеку множество чувств и различных эмоциональных состояний. Педагог-хореограф учит детей любить и понимать сам танец, вкладывает правильные танцевальные навыки в исполнении различных движений и композиций, и творчески относится к созданию в них необходимого образа. Очень важна для детей грамотная и систематическая подготовка. И когда дети получают некий багаж знаний, навыков и умений, они уже осознанно понимают и осмысливают содержание изучаемого материала, дети по-новому, более активно и старательно начинают относиться к получаемым занятиям. Дети понимают, что занятия в хореографическом классе улучшают и укрепляют их здоровье, физическое развитие и формирует красивую фигуру. Дети и в обычной жизни становятся подтянутыми, вежливыми, аккуратными, следят за своей внешностью.