Стиль барокко является одним из самых интересных стилей в истории мировой культуры. В переводе с итальянского по одной версии “barocco” означает странный, вычурный; по второй версии – “baruecco” – означает жемчужина неправильной формы) появился и стал постепенно проявляться где-то приблизительно в конце 16 столетия.
Сначала он появился в Италии, а потом постепенно, с конца 16 до середины 18 столетий становиться популярным на территории всей Европы. Стиль барокко наибольшее развитие получил в странах, где господствовала католическая церковь. Так как национальные традиции, социальные условия и политические взгляды в каждой стране были разными, то и стилю барокко каждая страна дала что-то свое национальное, колоритное. Архитекторы того времени очень часто не обращали свое внимание на несоответствие между внешним объемом и внутренним видом строений. Они старались как можно больше украсить фасады зданий, повысить их эстетическое воздействие на людей. Фасады зданий украшались скульптурными композициями, различной вычурной лепкой и яркими орнаментами. Установленные в комнатах зеркала зачастую меняли настоящие размеры помещений, комнаты не казались уже прямоугольными. На потолках размещались красочные плафоны, которые в корне меняли форму потолка, казалось, что в помещении отсутствует крыша.
Родиной барокко считается Италия. Самым первым строением в стиле барокко называют церковь Иль Джезу (1575 год), авторами которой были два известных архитектора Д. Виньол и Д. делла Порт. Большую популярность и известность получили творения архитектора Ф. Борромини. В 1667 году в Риме им была построена небольшая церковь Сан Карло алле Куатро, которая воплотила в себе все черты стиля барокко, представив его самым эффективным способом. Интересно, что Борромини мог так представить интерьеры, что они выглядели намного больше своих настоящих размеров. Для этого использовались и архитектура, и скульптура, и живопись.
В Европе архитектурный стиль барокко тоже получил свое развитие. В 17 столетии произошло освобождение европейских земель от турецких завоевателей. Еще в 1683 году австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы они не достались турецким захватчикам. Но уже с 1690 года на территориях, подвергшихся пожарам, появляются новые здания, дворцы, монастыри и церкви. И все это возводилось в стиле барокко.
В Австрии на работы местных архитекторов в стиле барокко большое влияние оказывали архитекторы Италии. В Зальцбурге итальянским архитектором Сантино Солари был построен собор. В Праге, которая была захвачена австрийцами, работали итальянские архитекторы, художники, декораторы и даже садовники. Постепенно в Австрии появились и свои отечественные архитекторы. Так дворец Шенбрунн в Вене был построен австрийскими мастерами Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом и его сыном. Архитектурные формы этого дворца были не похожи на формы дворцов, возведенных в Италии. В провинции Австрии в местечке Мельк архитекторами Я. Прандаутером и И. Мунгенастом был построен настоящий шедевр – великолепный монастырь.
В Праге был известен архитектор Франческо Каратти, который спроектировал Чернинский дворец. Размеры этого дворца поражали своими масштабами. Так, например, готический собор Святого Вита в Праге был 124 метра, а Чернинский дворец был 150 метров.
Во Франции архитектурный стиль барокко тоже получил свое развитие. Многие монархи любили возводить свои резиденции за городом. Не устоял против этого и Людовик 14. У него за городом был скромный охотничий замок, но по воле высочайшего монарха это сооружение было преобразовано в резиденцию, которая состояла из шикарного дворца и большого парка. Это был Версаль. Он отличался особенно нарядным убранством. Очень интересна и необычна была сделана отделка залов Войны и Мира.
Впечатляет зрителей и Версальский парк, в котором очень широкие аллеи украшены мраморными и бронзовыми скульптурами, имеется бассейн Апполона и огромный Большой канал, расположенный крестом. Все это великолепие хорошо просматривается из множества окон центрального зала дворца.
По примеру Людовика 14 многие другие монархи Европы (особенно выделялась Германия ) тоже приступят к созданию шикарных загородных апартаментов. Правда, не всегда помпезность резиденций совпадала с истинным политическим весом их владельцев.
Стиль барокко в Речи Посполитой был тоже напрямую связан с Италией. В 1580-е годы в Несвиже итальянским мастером Джованни Бернандони был возведен Фарный костел. Он был очень похож на римскую церковь Иль-Джезу. Чуть позже было построено много костелов, очень напоминающих это строение. Однако, постепенно талантливые архитекторы Речи Посполитой ушли от воздействия итальянской школы барокко и стали развивать свой стиль барокко. Большие заказы мастерам поступали от католической церкви. Это были заказы на строительство костелов и монастырей. Так в Бердичеве были возведены костел и монастырь кармелитов босых, которые внешним и внутренним видами в корне отличались от сооружений итальянских мастеров. В Гродно был построен великолепный Ксавериевский костел, который был украшен скульптурными композициями. В таком же направлении возводились многие храмы в Кракове и в Вильнюсе. По такому же типу был построен Вилянувский дворец в Варшаве. Чуть пзже появились такие архитектурные строения, как дворец Браницких ( Белосток ), дворец Сангушек ( Изяслав ).
В Великом Княжестве Литовском архитектура в стиле барокко тоже получила свое признание и развитие. Здесь ценились ажурные костелы со стройными силуэтами. После отделения от Речи Посполитой архитектура Левобережной Украины стала развиваться по-своему. В это время было построено много храмов с грушевидными главами. Это направление стало называться украинским барокко.
В России в первой половине 18 столетия императрица Анна Ивановна в изобразительном искусстве и архитектуре хотела видеть пышность и богатство. И ей, и окружающему ее дворянству, хотелось показать себя сильными и властными. Этому способствовала победа в Северной войне, а так же, крепостнический строй, конца которому казалось никогда не будет. Императрица и ее двор в то время часто устраивали пышные балы, приемы, различные празднества. Такое времяпрепровождения требовало и от архитектуры более вычурных форм. И вот вместо относительно строгой, можно сказать деловой архитектуры, в России появилась архитектура в стиле барокко. В это время было построено много различных триумфальных арок, дворцов, зданий театров. В это же время возводились и церкви, но вместо присущего им аскетизма, главенствовать стали более изящные и нарядные формы.
Русский стиль барокко отличался от европейского. Во- первых, он зачастую взаимодействовал с другими стилями, в первую очередь с классицизмом, во-вторых, в украшении зданий использовалась позолота.
Одним из крупнейших городов развития стиля барокко был Санкт-Петербург.
Известным архитектором русского стиля барокко был Растрелли. В его работах сочетаются оба стиля и барокко и классицизм. Изумительные архитектурные сооружения Растрелли до сих пор вызывают восхищение. Это Зимний дворец, Смольный монастырь, Дом Строганова в Санкт-Петербурге; это и Андреевская церковь в Киеве.
Растрелли своими шедеврами хотел прославить Россию. Вот как он высказался по поводу сооружения Зимнего дворца: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской». Замечательным образцом барокко на Руси является и колокольня Троице- Сергиевой Лавры, которая была сооружена в 1770 году по проекту архитектора Д. Ухтомского.
Не все понимали новый стиль барокко, многие считали его нелепым и вычурным. Интересно, что почти за четыре столетия эпоха барокко все еще не устарела и до сих пор притягивает к себе восхищенные взгляды. Рассматривая здания, выстроенные в стиле барокко, кажется, что ты попадаешь в театр, и перед тобой идет спектакль, где в роли актеров выступают скульптуры, а декорациями служат различные орнаменты и лепка. Все это действо притягивает к себе.