Пользуясь популярной просветительной, литературой выясняю, что стиль – это «фактор творческого процесса». Я бы добавила к этому определению слово «продукт». Ведь если о чем-то говорят, что оно создано в том или ином стиле, значит это уже законченное художественное, музыкальное, литературное произведение, научный труд, изделие, предмет быта, одежда…
Во все создатель вложил определенное направление, выработанное иногда многовековым трудом, исследованиями, пробами, опытом.
Это и есть процесс его рождения – возникновения. Хотя общепринятое понятие «возникновение стиля» мне не очень понятно и, можно даже сказать, что оно мне не нравится. Потому, что я эту формулировку ассоциирую с внезапностью и неожиданностью. А что касается стиля, то его появление — это долгосрочный и многоэтапный процесс. Как зачатие, вынашивание, рождение.
Стиль может родиться и быть принятым обществом. В таком случае он будет развиваться, принимать новые форматы, обретать новое содержание. Но в тоже время в нем будут сохранены традиции, детали, элементы, формулировки, понятия, почерк создателя, застывшие в единой неизменной незыблемой форме. Вот так и объединяется стиль с каноном. Это когда ничего нельзя убавить, прибавить или изменить. И мне кажется, что когда стиль, с течением времени, приобретает именно такую фундаментальную форму, он в некоторой мере созвучен с каноном — правилом, от которого нельзя отступать при воспроизведении той или иной формы. Скорее даже стиль подчиняется консерватизму канона. Это та совокупность норм законов и правил, диалектики, которые диктуют культуру стиля и его единообразие — коренное отличие от другого стиля.
В литературе нашла словосочетание «многовековой стилевой канон». Эта фраза относилась к театральному искусству. Тем не менее, я бы охарактеризовала нею многообразие стилевых культур во всех сферах человеческого бытия.
Как гласят древние легенды египтян, этот народ еще на заре человечества получал от своих богов священные книги, хранящие культовые и магические знания. Это были правила создания каменной архитектуры, художественных произведений. Египтяне свято хранили эти традиции. В переводе с греческого канон и есть «свод законов». Египтяне верили, что эти своды божественных законов есть посредниками между мирами богов и людей. Поэтому считали их незыблемыми божественными откровениями. В таком случае уже египтяне жили и творили, подчиняясь канонизированным законам.
Думаю, что религиозные каноны построены на законах полного подчинения и повиновения человеческого бытия на земле определенным неизменным системам Но у различных народов различные религии, исповедующие различные формы и правила в области догматики, культа, организации церкви. Несмотря на это религиозная каноническая форма самая устойчивая и живучая.
За многие века существования, человечество приобрело богатейший опыт в искусстве освоения и применения новых материалов и природных ресурсов, а это сказалось на формировании новых стилевых направлений. Но основные стержневые традиции сохранились до наших времен и являются фундаментальными в той или иной области культуры, науки, техники, религии, искусства, архитектуры и так далее.
Думаю, что сама природа дала человечеству примеры однообразия канонов и многообразия развития стилей.
Можно начать с атомов и молекул веществ как канонического начала. Их незыблемые формы в различном сочетании дают нам различную многообразную и многосложную картину мира. Стилевые направления – группы животного и растительного мира, объединенные одинаковыми признаками.
Или строение человеческого тела и организма — имеет одну единую незыблемую «каноническую» концепцию. Стилевыми отличиями можно назвать многообразие цветовой палитры глаз, волос, кожи и так далее. А результат – многообразие национальностей. Интересно получается, ведь национальность – это тоже своего рода канон, если продолжение рода сохранялось в чистоте.
В музыке мы имеем одну единственную каноническую гамму из семи нот. Это природная догма, данная человечеству свыше. Но вступивший во взаимодействие человеческий фактор создает из них музыкальные произведения. И различное построение, глубина, высота, размер звучания, интервал складываются в произведения многообразных стилевых форм. А исполнение одного и того же произведения на различных музыкальных инструментах или голосом тоже насыщают эти произведению различными стилевыми окрасками.
Течение времени может значительно изменить стилевую форму, в отдельных случаях даже уничтожить. Яркий пример – стиль в одежде. Например, до 19-го века существовали стили дворянский, придворный, аристократический, народный. Исторические преобразования общества повлияли на исчезновения этих стилей, исключая — народный. Но время внесло свои коррективы и в этот стиль, оставив от него лишь черты декоративности.
Нужно сказать, что со сменой культурно-эстетических эпох и каноны существования общества претерпевают значительные изменения. Сегодня некоторые члены общества пытаются втиснуть человеческое бытие в так называемые каноны вечности. Станут ли они понятными и общепринятыми — вопрос времени.