Аллегория заменяет то абстрактное значение которое вы собираетесь озвучить посредством косвенной ситуации с другими объектами (например, правосудие можно изобразить с помощью аллегории как женщины с повязкой на глазах и весами в руках, смерть – при помощи образа чёрной фигуры с косой, или черепом.) Этот приём литературный приём некоторые считают художественным ,так как он используется в художественных произведениях многих писателей, поэтов, публицистов. Некоторые же ,наоборот, считают что так считать нельзя, так как в нём недостаточно поэтичности и художественности.
Моё мнение на этот счет двойственно, с одной стороны – да, этот приём может быть недостаточно художественным, поэтически наполненным, и да, он служит и привязан к определённому образу. С другой- он дополняет этот образ , даёт взглянуть по другому на то абстрактное понятие которое желает объяснить литератор, дает возможность более точно воспринять смысл высказывания окрашивает речь, и поэтому это доказывает что аллегория имеет смысл и как художественный приём.
Аллегория в своей первоначальной форме была направлена на то что бы просто передавать скрытый смысл, используя при этом иные образы, не связанные ,на первый взгляд ни чем. Важно отметить что аллегория в основном используется толкования абстрактных понятий ,не связанных с конкретными предметами. Она изначально была очень популярна в восточной поэзии, с его развёрнутым мышлением богатой культурой , и развитым литературным наследием. В дальнейшем стала популярна в Европе так как унифицировала понятия к которому была применена. Аллегория применялась при толковании Гомера, Библии, так как имела однозначный характер и давала возможность персонифицировать добродетель и пороки.
Аллегорию как художественный приём изучали и толковали по разному. И. И. Винкельман ввел понятие «аллегорической формы» как основного условия появления идеального произведения искусства. Именно Винкельмановской аллегорией, связано формирование новой эстетики прекрасного, которое связывается не с рациональными и логическими «правилами» и не с эмпирическим вкусом, но с созерцанием — с «чувствами, наученными умом» (Винкельман).
Во второй половине XVIII столетия понятие этого худ. приема было расширено, и чем то стало сходно с понятием символа. Особенно это видно в период рассвета романтизма. Но хоть и в этот период аллегория расширяла своё значение ,и использовалась в основном для наращивания образности, художественного украшения , но она всё же отличалась от символа. И главным различием между такими понятиями как «символ» и «аллегория» было то ,что «символ»имеет свойство многозначия, а «аллегория « многозначна».
Применяется аллегория в основном в таких жанрах как ,притча и басня, там она наиболее воспотребима , поскольку позволяет пояснить что нибуть абстрактное , чем то конкретизированным, точным. Но это отнюдь не значит что она не применяется в художественных произведениях. Трудно назвать автора ,который ни разу ,за свою творческую жизнь не применял этот приём, так или иначе , имел место быть. Нужно не забывать что аллегория также применима в образах не только литературных а также живописи и скульптуре.
Меня поразило то , что такой художественный приём как аллегория, имеет такую длинную историю развития, что её ,на мой взгляд, позавидовали бы многие народности). Она пережила много метаморфоз, изменялась, служила разным эпохам, даже на данный момент она используется нами.
Этот художественный приём прошёл многие столетия пронизывал многие виды исскуства, и по сути он одно из тех худ. приемов, который может их объединить ).При этом он понятен, что не мение важно, он может использовался в сказаниях, в сказках, в легендах, и помочь автору сказать то – что именно он хотел донести, не боясь что смысл его слов будет утрачен.
Аллегория универсальна и точна — в этом её смысл, и на мой взгляд, главный плюс. Она позволяет посмотреть между строк в книге — понять что именно сказал автор, в живописи — открыть для себя скрытый смысл картины, в скульптуре – посмотреть на композицию в новом свете.