Этика – философская дисциплина, предметом исследования, которой являются мораль и нравственность. По сути, определение этики уже даёт возможность понять, что в процессе преподавания стоит больше размышлять, что бы донести до ученика нужную информацию. Существует большой ряд взаимоотношений, в которых присутствует этико-педагогический аспект.
Приведем примеры ключевых, на мой взгляд, взаимоотношений:
1) «Педагог – ученик»,
2) «Педагог – родитель»,
3) «Педагог – педагог»,
4) «Педагог – руководитель».
В наше время стоит огромная проблема всё перемещается в виртуальный мир, мало кто стал посещать библиотеки, театры и прочие культурные центры.
В виду этого возрастают профессионально – этические требования к педагогу.
На данный момент этико-педагогический аспект, слабо высветлен в научной литературе, в основном составители учебных программ и определённой методической литературы опираются на личные и профессиональные качества педагога.
Согласно профессиональной этике педагог должен: а) любить свою профессию; б)интересоваться возможными нововведениями, которые в наше время появляются практически каждый день; в) понимать всю ответственность за проделанную работу; г) Мягко и с уважением относиться к ученикам.
Если возникает проблема, то она может заключаться не только в ученике, но и в педагоге. В таком случае следует пересмотреть подход и план проведения урока. Как я указала выше, существует 4-е основных вида взаимоотношений, которые очень тесно связаны между собой и являются неотъемлемой частью проведения любого урока. Кратко их рассмотрим:
«Педагог – родитель» Ни кто в полной мере не может повлиять на ученика, как его родители. Вот поэтому взаимосвязь между педагогом и родителями должна быть тесной. Здесь хорошо подходит такое этико-профессиональное качество, как педагогический такт. Взаимоотношения должны быть построены на полном доверии. Педагогу важно при любых ситуациях, даже конфликтных, оставаться тактичным и деликатным. Так же приобщать родителей к урокам музыки, это может послужить укреплением отношений не только между семьёй и школой, а так же родитель и ребёнок.
«Педагог – педагог» Отношения определяются общими правилами и нормами хорошего тона и поведения. Взаимосвязь между педагогами определяются обстоятельствами и регулируются определёнными принципами и общечеловеческими нормами, основанными на моральних-духовных ценностях.
«Педагог – руководитель» Любой руководитель в первую очередь обращает внимание на такие профессионально – этические качества как, гражданская позиция, желание работать, эрудиция, культура, отношение с людьми, манера поведения и общения.
Для учителя музыки, как и для учителей других предметов существуют ряд требований как к профессионалу, с точки зрения профессиональной этики: Владение своим предметом, педагогическая и музыкальная психология, а так же повышения личного уровня профессионализма, что даёт ученикам стимул к занятием. С точки зрения личных качеств: непосредственно любовь к детям, правильный и доступный подход к излагаемому материалу, а здесь уже стоит исходить из возраста ученика или учеников, в зависимости от того какой тип урока был выбран, индивидуальный или групповой.
Непосредственно перейдём к уроку музыки и к его этико-педагогическим аспектам, на основе взаимоотношений «Педагог – ученик». Работа на уроках музыки – это важная часть составляющей в формировании морали и нравственности ребёнка. Возможность анализировать, сравнивать, воспитывать доброжелательность, формировать положительное настроение и жизнерадостную активность ребёнка. Дать понять ученику, что это не просто рядовой предмет, а целый мир наполненный яркими красками, не только одного человека, а большинства людей.
Музыка – это своего рода история. Если окунуться в классику, зарубежную, русскую, украинскую, то многие композиторы писали музыку, о каких-то событиях, прошедших или грядущих, душевных воспоминаниях и переживаниях, определённых радостях и победах. Главная задача на уроке, не рассказать о форме, нотах и годе написания, а начать формировать и воспитывать чувства образа в музыке, по средствам музыкальной выразительности, а отсюда исходят, и нравственность и мораль. Музыка – это что-то светлое, свободное и изложение эмоций не идёт по средствам букв, а по средствам звуков.
Во время проведения урока следует прибегать не к консервативным методам работы, строго по плану ,а применять исследовательский, индивидуальный, групповой, познавательный подход и вести культурно – просветительскую деятельность, в которых будут отображаться определённые нормы этики. Уроки музыки не должны заключаться только в классной работе и временных рамках урока, потому что не всё можно рассказать в течении 45 минут, а предмет очень познавательный и интересный.
Что бы привить ученику или ученикам любовь к предмету и выявить его этические аспекты следует применять неординарный подход. На уроке взять определённую тему, допустим патриотизм, подобрать подходящие произведения, начиная от классики и включительно до нашего времени, что бы благодаря музыкальному материалу ученик понимал и начинал ориентироваться в передаваемом смысле. То есть план урока выполняется по двум смыслам, и материал по программе обучения, и индивидуальный подход к уроку.
Есть так же вариант, провести урок не в классе, а в театре, в итоге ученики знакомятся с новым витком в музыке и так же осваивают уроки этикета (поведение, манера общения).
Воспитание и становление происходит в процессе обучения, так как учениками движут эмоции. И каждый педагог должен уметь преобразовать данные им знания и умения в духовные и морально – нравственные ценности.