Естетика у сучасному світі

Культура общения педагога в Учебном заведении и вне его

Teacher and student on a lesson.Не секрет, что люди с древних времен изучали культуру общения, как сильнейший инструмент влияния, внушения, воздействия на человека, достижения целей. Еще в IV веке до н.э. академия, основанная древнегреческим философом Платоном, приняла за основу метода обучения — диалектику. В диалогах Платона, скрыты приемы и методы ведения дискуссий с участниками беседы, в которой Платон (выступая в роли учителя) и его собеседники (выступая в роли учеников) обменивались своими мнениями с целью найти истину, при этом диалоги строились на равноправной, взаимоуважительной основе. Обе стороны диалога, таким образом, обменивались своими, порой, противоположными мнениями и открывали для себя новые истины.

Рассмотрим же основы современной культуры и этики педагогического общения.

В первую очередь, необходимо отметить, что развитие демократических принципов во многих развитых странах, обусловило установление перед обществом таких приоритетных задач как: развитие личности человека, соблюдение его прав и свобод. Это непосредственным образом так же повлияло на современную культуру общения педагога в учебном заведении и вне его.

В профессиональной педагогической карьере, общение является одновременно и средством решения образовательных задач, поставленных перед педагогом, и средством обеспечения воспитательного процесса, и так же, средством построения взаимоотношений между педагогом и учениками.

Процесс реализации педагогом учебных задач, не может быть эффективным при отсутствии налаженных межличностных отношений между педагогом и учениками. Педагог должен поддерживать обстановку взаимной доброжелательности и взаимопомощи, задавать ориентир для принятия и уважения учениками общечеловеческих ценностей, соблюдать и демонстрировать к учащимся равное, толерантное отношение, демонстрировать сопереживание как к успехам, так и неудачам своих учеников.

Одним из важнейших элементов нравственной культуры педагога, является наличие у него так называемого педагогического такта. Под термином педагогический такт понимается чувство меры в выборе средств педагогического влияния, умение в любом случае использовать самые лучшие способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань. Данное понятие содержит такие качества педагога: проявление гуманности, уважения достоинства учащихся, справедливого отношения и терпимости.

Помимо реализации процесса обучения, педагог играет важную роль в воспитании учащихся. Культура общения педагога должна выстраиваться на основе возвеличивания моральных ценностей, таких как: добро, справедливость, любовь и забота, уважение, оказание помощи нуждающимся и так далее. Педагог, несомненно, должен обладать высококультурными, высоконравственными качествами, иметь твердые убеждения и сформировавшийся взгляд на окружающий его мир. Свой опыт и знания, через воспитательный процесс, он передает своим воспитанникам.

Важным, на мой взгляд, качеством, которым должен обладать каждый педагог, является умение слушать. Установление, в рамках обучения, жестких рамок и правил передачи и приема информации между педагогом и учениками, может привести к взаимному непониманию, замкнутости и потери всякого интереса у учащихся как к взаимоотношениям с педагогом, так и к образовательному и воспитательному процессу. И наоборот, умение педагога выслушать любое мнение учащихся, порой ошибочное и противоречивое, нескладное и неудачное.

Согласиться с мнением и отнестись к нему с уважением, позволит педагогу наладить контакт с учениками, настроить диалог, и уже в равной дискуссии осторожно вывести собеседников в верное русло. Ощущение участия в равноправном процессе, возможности высказать свою позицию, порой нескладно и несвязно, поднимает самооценку учащихся, их уверенность, создает доверчивое и благоприятное отношение к своему педагогу, что вызывает интерес развивать навыки общения и вступать в дискуссии, приобретать новые знания.

Недопустимым, на мой взгляд, является авторитарный стиль педагогического общения, когда ученик для педагога является лишь объектом, в которого он вкладывает свои знания, а свое мнение представляет как единственное верное, лишает коллектив проявления какой-либо инициативы или участия, сосредотачивая весь образовательный и воспитательный процесс в своих руках, пользуется такими методами воздействия как: приказ, выговор, угроза. Данный стиль приводит лишь к появлению у учащихся защитного барьера, на который они тратят много излишнего внимания и сил.

Обладание ораторским искусством позволяет педагогу легко привлечь внимание своих учеников. Грамотная и поставленная речь, актерское мастерство, харизма и мимика являются неотъемлемой частью процесса культурного общения педагога. Развитие данных навыков позволит педагогу донести до учащихся информацию и получить ответную реакцию в виде заинтересованности.

На мой взгляд, человек, выбравший в качестве своей профессии педагогическую деятельность, определенно должен быть хорошим психологом. Важным фактором является умение педагога чувствовать настроение и атмосферу среди учащихся, как при общении между собой, так и непосредственно в общении с педагогом, прогнозировать определенные реакции учеников, угадывать их настроение, уметь быстро, но аккуратно решать возникшие проблемы, нивелировать риски конфронтации. Педагог должен толерантно относится к различным мировоззрениям, убеждениям, позициям, воззрениям и эмоциям учащихся.

Касательно культуры общения педагога вне рамках учебного заведения, хотелось бы отметить, что для полноценного построения доверительных межличностных отношений, между педагогом и учащимися, последний должен организовывать неформальные внеклассовые встречи совместно с учащимися, при этом, конечно, необходимо соблюдать определенную дистанцию, выбирать допустимые формат и место встречи.

Невозможно прививать культуру лишь в рамках стен учебного заведения, поэтому привлечение интереса учебного коллектива к театрам, музеям, концертам, научным и художественным выставкам, волонтёрству, не только создаст близкую и доверительную атмосферу между педагогом и учащимися, но и позволит как педагогу, так и ученикам совместно развивать уровень культурного общения и находить в дискуссиях новые истины, продолжая традицию древних греков.