Естетика у сучасному світі

Понятие «эстетический вкус»

vkusЭстетический вкус – это способность человека воспринимать и оценивать какой-либо предмет в соответствии с внутренним миром человека, видеть и осознавать «прекрасное». Я считаю, что «эстетический вкус» в формируется не только с помощью, непосредственно, внутреннего мира человека, но и был «навязан» культурой. С этого момента можно разделить понятие «эстетического вкуса» (дальше, сокращенно ЭВ) на 2 части: первая с них – эстетический вкус, как проявление индивидуальности, внутреннего мира человека; вторая – эстетический вкус, как проявление влияния культуры или внешнего мира.

Начну с «одностороннего» влияния культуры. Для примера взял племя, проживающее на острове между Индией и Таиландом. Живёт оно уже там долго. Их ЭВ формируется с поколения в поколение и изменяется только в том случае, когда предыдущий вариант становится сложным или невозможным. Все построения домов, обстановка внутри дома – это то, что передается с поколения в поколение, характером построения есть не индивидуальный вкус будущего жильца, а основы, опыт предков в том, что такой дом будет стоять несколько лет.

Так же и с обстановкой внутри дома. Сюда ещё можно отнести и идолы, снаряжения для охоты, одежду, в том числе и музыка – они не имеют для них индивидуальных эстетических функций. Даже выбор спутницы для создания семьи, скорее всего, играет родословный характер, а не индивидуальный выбор. Или же, в редкостных ситуациях, влияния мнения лидера (вождя), его одобрение. Допустим, в сочинении какого-то произведения, создание статуэток.

У нас же, по сути, культурное влияние имеет совершенно другой характер. Мы в отличии от племени имеем возможность выбирать, именно эта чёрта, на моё мнение, есть основоположной в формировании индивидуального эстетического вкуса. Приоритетность в выбора «определённого» идёт от внутреннего неосознанного мира личности. Но культурное влияние, при этом, проявляется в «ширине» этого выбора.

Также, не нужно забывать про общекультурное направление, которое формировали эффект подражания, к примеру, мода или если взять более глобально – культ тела в Античной Греции. И тому и тому, конечно же, была основа. Для моды всегда характерна новизна и оригинальной вещи, чем она и внедряется в общество. Для Античной Греции культ тела так же имеет своё основание, изначально культ физически развитого тела потом перешло в создание идеалов по канонам, которые формировались от группового мышления.

Конечно, не нужно опускать и тему искусства. Оно имеет очень большое влияния на формирования и развитие ЭВ. Есть люди, которые любят картины или скульптуры, любят музыку или танцы, может вообще всё вместе. Но всё это перечисленное, в большинстве случаев – это также проявление культурного влияния. При своём размышлении на эту тему, единственным интересным, что пришло мне в голову является эмоция «мне нравится» индивидуальной или общепринятой? Конечно, сразу же бросается мысль «индивидуальной», но если углубиться в детали (может и выдуманные детали), можно засомневаться.

К примеру, рассмотрим любовь к картине Эдварда Мунка «Крик». Человек, смотрящий на эту картину чувствует что-то? Или ему она нравится из-за того, что нравится всем? Также её могут любить за фантазию писателя или что-то он вкладывал в эту картину, сложность картины. К таком случае есть полностью сознательные причины симпатии, что в свою очередь не может быть индивидуальным бессознательным, отражением внутреннего мира человека. Насколько точно мы можем осознать то, что нам нравится? И можем ли осознать вообще? К этому, можно добавить и другую мысль.

Вот, например, есть эта картина Мунка и вот она не понравилась человеку, при этом ставит рядом ещё одну картину, допустим «Меланхолия» и при вопросе «Какая больше нравится?» он выберет «Крик» и полноценно ответит на вопрос: «Чем больше нравится» . По сути, сознательно отдавая приоритетность картине «Крик», он бессознательно её одобряет, она ему начинает нравится. Но как и говорилось до этого, это всё равно ЭВ от влияния.

Музыка очень интересный раздел, правда, какого-то уникального значения, даже для себя, я ему не смог дать. Честно, полной загадкой остается как формируется музыкальный вкус, есть ли он, действительно, отражением души человека. Может и да, может и нет. Можно привести пример того, что это исключительно внутренний мир человека, и такой же пример в защиту того, что музыкальный вкус – полное внешнее влияние.

Какой же тогда индивидуальный вкус?

Долго думал, если честно, над этим, просто всегда есть сомнения, абсолютно всегда и до того, что писал ранее тоже. Но единственным самым подходящим вариантом для индивидуального ЭВ я выбрал «эстетику самого себя». Насладиться без какого-либо влияния (хотя и оно может быть), истинно, только своим произведением или работой. Как художник, который написавши картину, потом стоял и смотрел на неё, как в зеркало собственной души, наслаждаясь.

Есть правда, другой, реальный пример, от моей мамы, она как-то захотела приготовить «супер-блюдо», выбрала рецепт, купила ингредиенты и весь день готовила. Самое интересно то, что единственной оценкой о блюде, которая её интересовала – это оценка самой себя. И она была очень довольна своим блюдом. Конечно, можно подумать, является ли вкус к самому себе эстетическим? Я думаю, что да. Независимо, позитивный он или негативный.

Был, конечно, ещё один пример чисто индивидуального ЭВ, но я его не вынес на первое место, так как посчитал неполноценным. Это любовь к природной стихии или к морю, реке, океану. Такая любовь часто вызывает бессознательные порывы (вдохновение или тоску), вызывает фантазию или отправляет в состояние «без мыслей»
Весь этот текст, который я написал, был, действительно, моими мыслями. На данный момент, я именно так всё и считаю, завтра уже может быть всё по-другому. В этом есть тоже определённая красота.

Напоследок, хотелось бы добавить ещё такую часть про то, что сомневаться нужно всегда, как по мне, сомнение – это тоже один с разновидностей эстетической красоты. «Красота сомнения». Она есть и порывом и исходом.